АППР №11 2012

АННОТАЦИИ / ARTICLE

  СКАЧАТЬ Агропродовольственная политика России № 11 2012   |   pdf

Крылатых Э.Н. Прогнозирование объемов производства сельскохозяйственной продукции в России на период до 2030 г с использованием экономико-математической модели AGLINK-COSIMO (c. 2).
Цель исследования – проведение расчетов долгосрочных прогнозов с помощью модели AGLINK-COSIMO. Данные прогнозы, разработанные совместно специалистами ОЭСР и ФАО, дают оценку развития рынков основных сельскохозяйственных продуктов на 10 лет вперед. Если принять в качестве гипотезы, что в более далекой перспективе будут сохраняться те же тенденции и степень влияния различных факторов друг на друга, то можно построить сценарий развития ситуации в мировом сельском хозяйстве на основе существующих прогнозов (c. 2). Базовая модель AGLINK состоит из восьми модулей для стран/регионов ОЭСР (Австралия, Канада, Европейский Союз-25, Япония, Корея, Мексика, Новая Зеландия и США) и четырех модулей для стран, не являющихся членами ОЭСР (Аргентина, Бразилия, Китай и Россия). В свою очередь, модуль ЕС-25 состоит из трех отдельных эндогенных блоков (ЕС-15, Польша и Венгрия), а также из экзогенного блока, включающего оставшиеся восемь стран. Часть модели, относящаяся к COSIMO, состоит из следующих блоков: Турция; 23 страны, не входящие в ОЭСР, и 15 регионов. Группа стран, которые рассматриваются как экзогенные для модели AGLINK-COSIMO, включает Норвегию, Швейцарию, другие европейские и центрально-американские государства. На основе модели AGLINK-COSIMO исследователями ВИАПИ им. А.А. Никонова (г. Москва) были проведены расчеты прогнозов развития мировых рынков сельхозпродукции до 2019 г., включая показатели по России. При оценке прогнозных значений для России до 2030 г. использовалась базовая гипотеза, что в этот период будут сохраняться тенденции и степень влияния различных факторов друг на друга, характерные для прогнозов до 2019 года.
Krylatykh E.N. Forecasting the production volumes of agricultural products in Russia in the period till 2030 with use of an economic- mathematic model AGLINK-COSIMO (p 2).
The research object is to make calculations of long-term forecasts by means of AGLINK-COSIMO model. These forecasts developed jointly with specialists from the Organization of economic cooperation and development and Food and Agriculture organization provide an evaluation of the market development for major agricultural products in the next 10 years. If to take it as a hypothesis that in a long perspective preserved will be the same tendencies and the impact degree of various factors on each other, it is possible to make the development scenario for the general situation in the world agriculture on the base of the current forecasts. AGLINK basic model consists of eight modules for countries / regions of OECD (Australia, Canada, European Union — 25, Japan, Korea, Mexico, New Zealand and the US) and four modules for countries not being OECD members (Argentina, Brasilia, China and Russia). In its turn, ЕС-25 module consists of three separate endogenous blocks (ЕС-15, Poland and Hungary), and the exogenous block including the rest eight countries. A part of the model referred to COSIMO, consists of the following blocks: Turkey; 23 countries outside OECD and 15 regions. A group of countries which are considered as exogenous models AGLINK-COSIMO includes Norway, Switzerland, other European and central – American states. On the base of AGLINK-COSIMO model researches from All-Russian Institute of Agro Problems and Informatics of А.А. Nikonov (Moscow) have prepared the development forecasts for the world markets of agricultural products till 2019, including forecasts for Russia. When evaluating the forecast results for Russia till 2030 used was the basic hypothesis that in this period preserved will be tendencies and the impact degree of various factors on each other, typical for forecasts till 2019.

Аглоткова С.В. Агропродовольственная политика России: особенности развития и закономерные последствия (c. 7).
Мировая практика развития такой сложной системы, как агропромышленный комплекс, показывает, что данный сегмент экономики не может развиваться без активного государственного регулирования. Отказ от государственного регулирования АПК в 1990-е годы стало одной из главных причин упадка сельскохозяйственного производства и неэффективности аграрной реформы. Учитывая стратегическое значение АПК для развития экономики страны, ее продовольственной безопасности, возникла необходимость разработки и принятия комплексной программы по его восстановлению и особенно главной его сферы – сельского хозяйства. С началом реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в отрасли произошли серьезные институциональные изменения, которые позволили обеспечить устойчивый рост производства по основным сельскохозяйственным культурам, повысить доступность финансовых ресурсов для производителей и эффективность использования средств государственной поддержки, а также улучшить социальную ситуацию в сельской местности. Применение программных методов управления агропромышленным комплексом позволило достичь положительных результатов. Благодаря всем принятым мерам, в отрасли произошли серьезные изменения и приоритетными стали не только количественный рост основных показателей, но и качественная трансформация, переход АПК на инновационный путь развития. Таким образом, программно-целевой метод и системный подход к вопросам поддержки агропромышленного комплекса, основанный на реализации целевых комплексных программ, разрабатываемых с учетом реального состояния сельскохозяйственного производства, его потребностей и уровня развития, проблем и задач, стоящих перед государством или его административно-территориальными единицами, а также других, в том числе социальных факторов, полностью себя оправдывает.
Aglotkova S.V. Agro industrial policy of Russia: development specifics and logical consequences (p. 7).
The world development practice of such a complex system as an agro industrial complex proves that this segment of economics can’t exist without an active state regulation. Failure of the agro industrial complex state regulation in 1990-ies became the major reason of decline in the agro industrial production and inefficiency of agro reforms. Considering the strategic importance of the agro industrial complex for the state economic development, its production safety, it became necessary to develop and adopt the complex program on its restoration and mostly its main branch — agriculture. With realization of the priority national project “Development of agro industrial complex” serious institutional changes occurred in the branch and they provided the stable industrial growth by major agricultural crops, improved availability of financial resources for manufacturers and use efficiency of the state financing as well as improved the social situation in rural areas. The use of programs control methods at the agro industrial complex made possible to get positive results. Due to all taken measures, the branch was characterized with serious changes and priority were not only the quantitative growth of basic performance results, but the quality transformation, transfer of the agro industrial complex to the innovation development. Thus, the program-target method and a system approach to support problems of the agro industrial complex, based on realization of target complex programs, developed in terms of the real agro industrial situation, its needs and development level, problems and objectives of the state and its administrative – territorial subjects, as well as others, including social factors, is completely justified. Мерзляков Л.И., Кузнецов Н.Н. Выращивание петрушки в Тюменской области (с. 15).
Изучены сорта, оптимальный способ предпосевной подготовки семян, сроки посева, дозы минеральных удобрений для получения высокого урожая хорошего качества.
Merzlyakov L.I. Kuznetsov N. N. Parsley cultivation in the Tyumen region (p. 15).
Grades, an optimum way of preseeding preparation of seeds, terms of crops, a dose of mineral fertilizers for reception of big crop of high quality are studied. Гузь К.Ф. Особенности роста и развития клевера красного в процессе онтогенеза растений (c. 19).
Приведены результаты исследований влияния разных норм высева при прохождении фаз развития исследуемых сортов клевера красного на динамику площади листовой поверхности, формирования фотосинтетического потенциала, и урожайность культуры на черноземах типичных. Установлено, что прямое и непосредственное влияние на активизацию фотосинтетической деятельности посевов имели увеличения норм высева в зависимости от разных фаз развития и сортовых особенностей культуры.
Guz K.F. Of growth and development of red clover plants during ontogeny (p. 19).
The results of researches of influence of different norms of sowing at passing of phases of development of the probed sorts of clover of luchnoy on a dynamics area of puff surface, forming of fotosintetichnogo potential, and productivity of culture are resulted on black earths typical. It is set that on activation of fotosintetichnoy activity of sowing the increases of norms of sowing depending on the different phases of development and of high quality features of culture had a direct and direct influence. Гордина Ф.В., Фавзетдинова И.Т. Пищевая ценность и экспертиза качества макаронных изделий (c.21).
В статье приведены результаты сравнительной экспертизы качества макаронных изделий разных изготовителей. Согласно проведенным исследованиям установлено, что макаронные изделия – рожки «Макфа» группа А высший сорт производства ОАО Свердловский хлебомакаронный комбинат» г. Екатеринбург и производства ОАО «КХП им. Григоровича» г. Челябинск соответствуют по качеству требованиям действующих нормативных документов и рекомендуются для реализации в оптовой и розничной торговой сети. Изделия макаронные рожки «Щебекинские» производства ЗАО «Тульская макаронная фабрика» г. Тула являются нестандартными, имеют низкое качество и не рекомендуются для реализации в торговой сети.
Gordinа F.V., Favzetdinova I.T. Nutritional value and an expert quality pasta (p. 21).
The paper presents the results of a comparative examination of the quality of pasta from different manufacturers. According to the research found that the pasta — horns «McFee» A group of top grade production of Sverdlovsk hlebomakaronny combine «Yekaterinburg and production of JSC» KHP them. Grigorovich «Chelyabinsk match the quality requirements of the applicable regulations and are recommended for implementation in roptovoy and retail outlets. Noodles horns «Schebekinskie» produced by JSC «Tula macaroni factory» Tula is rare, are of low quality and are not recommended dlchya implementation in commerce. Паска И.Н. Роль и место розничных продовольственных рынков в системе продовольственного обеспечения населения Украины продуктами питания (c. 26).
В статье рассматривается роль и место розничных продовольственных рынков в системе сбыта сельскохозяйственной продукции производителями разных форм собственности и хозяйствования. Осуществляется оценка нормативно-правовой базы реализации продукции на оптовых продовольственных рынках. Предложены мероприятия по формированию системы розничных продовольственных рынков как источника поступления продуктов питания и на их базе формирование оптовых рынков сельскохозяйственной продукции.
Pasca I.N. The role and place of retail food markets in the food system of the Ukrainian population with food (p. 26).
This article deals with the role and place of retail food markets in the system of agricultural products sale by producers with different property and economic management forms. It gives the systematization of products sale normative and loyal regulation at wholesale and retail food markets. The article justifies the measures for the formation of retail food markets system and the creation of agricultural wholesale markets on this base. Вылкова Е.С. Льготы по налогам и сборам для экономических субъектов, занятых в сельском хозяйстве (c. 29).
Оптимизация системы налоговых льгот и освобождений в РФ требует анализа практики их применения и администрирования в зарубежных странах и России. Льгота по налогам и сборам – законодательно определенное особое более лучшее, выгодное правило или условие обложения налогами и сборами в соответствующей сфере отношений, в области жизнедеятельности. В зарубежных странах сельхозпроизводителям предоставляются значительные льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций. По транспортному налогу в зарубежных странах имеются льготы для различных видов транспортных средств с учетом загрязнения окружающей среды. Наибольший интерес для России представляет опыт Великобритании, Франции и Финляндии. В российской налоговой системе на федеральном уровне можно насчитать от 200 до 350 льгот. Для экономических субъектов, занятых в сельском хозяйстве, в НК РФ установлено значительное количество льгот по различным налогам. В субъектах Северо-Западного федерального округа для экономических субъектов, занятых в сельском хозяйстве, установлены пониженные ставки налога на прибыль, льготы по налогу на имущество организаций и транспортному налогу, имеющие широкую палитру. В Мурманской области разработаны «Методические рекомендации по оценке эффективности предоставления (планируемых к предоставлению) региональных налоговых льгот», которые требуют корректировки и уточнения. Показатель, характеризующий превышение темпов роста налоговых поступлений над темпами роста инфляции за налоговый период целесообразно дисконтировать. Изучение зарубежного опыта, систематизация льгот по налогам и сборам, действующих в РФ для экономических субъектов, занятых в сельском хозяйстве, на федеральном и региональном уровне, выработка грамотных критериев их действенности призваны способствовать развитию сельского хозяйства в России.
Vylkova E.S. Tax incentives for entities operating in farming (main conclusions) (p. 29).
The optimization of the system of tax incentives and exemptions should be analyzed in respect of its practical application and administration in foreign countries and in Russia. Tax incentive is a kind of a legislation benefit or a provision for taxation purposes in different areas. In foreign countries significant corporate profit tax and property tax incentives are provided for farmers. There are some transport tax incentives in foreign countries provided in respect of types of vehicles and there characteristics for the environmental pollution. The experience of the United Kingdom, France and Finland is the most valuable for Russia. In the Russian tax system about 200-350 tax incentives are granted at the federal level. For entities operating in farming a significant amount of tax incentives in different taxes are provided according to the Tax Code of the Russian Federation. The reduced tax rates for the purpose of the corporate profit tax, property tax, and transport tax are imposed for farmers in the North West of Russia. In Murmansk region the «Guidelines for assessing the effectiveness of the provision (planned to provide) regional tax incentives» are developed, overwise, they require further adjustments and explanations. The indicator which shows the excess of the growth of tax revenues over the inflation rate for the tax period should be further discounted. Foreign experience, systematization of tax incentives for farmers in Russia in the federal and regional levels, the development of appropriate criteria of effectiveness are intended to the development of farming in Russia. Новикова Н.Ю. Актуальные вопросы кредитования агропромышленного комплекса (c.32).
В данной статье рассмотрены вопросы кредитования предприятий АПК в рамках реализации национального проекта «Развитие АПК». Проанализированы результаты работы основных банков, участвовавших в кредитовании сельхозтоваропроизводителей в целом по России и по региональным банкам Тюменской области, за 2011-2012 года. Выделены проблемные моменты аграрного кредитования и некоторые пути их решения.
Novikova N.Yu. Topical issues of crediting of agro-industrial complex (p. 32).
In this article questions of crediting of the agrarian and industrial complexes enterprises within implementation of the national project «Agrarian and Industrial Complex Development» are considered. Results of work of the main banks participating in crediting of agricultural producers as a whole across Russia and on regional banks of the Tyumen region, for 2011-2012 are analyses. Problem points of agrarian crediting and some ways of their decision are allocated. Горохов Александр А., Горохов Алексей А. Структурно-логическая модель финансово-экономического механизма расширенного воспроизводства регионального АПК (c. 36).
В статье представлена модель финансово-экономического механизма расширенного воспроизводства в региональном АПК. Данный механизм является сложной системой, объединяющей множество разнородных элементов. Такая модель позволяет лучше понять закономерности функционирования механизма.
Gorohov Alexander A., Gorohov Alexey A. Structural and logical model of financial and economic mechanism of extended reproduction of regional AIC (p. 36).
In the article presents model of financial and economic mechanism of extended reproduction in the regional AIC. This mechanism is a complex system that combines many different elements. The model allows bettering understanding the laws of functioning of the mechanism. Орлова Т.С., Ли В.А. Современные финансовые институты развития как инструмент формирования конкурентных преимуществ региона (c. 40).
В качестве наиболее заметного и перспективного института, с нашей точки зрения, способного сыграть ключевую роль, особенно на первых этапах модернизации, можно выделить институт государственных корпораций, как институт новой формации. По существу, образовавшийся специфический симбиоз системы властных механизмов действующих на основе партнерских отношений с бизнесом, является сложной трехуровневой системой функций в рамках одного института, генерирующий в себе три группы функций: государственного регулирования и финансирования, корпоративно-производственных функций и функций рыночного регулирования и потенциально эффективен. В связи с этим стоит отметить повышение роли реализации инфраструктурных проектов с применением механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП), способного обеспечить каждому региону экономический рост и привлечение инвестиций. Суть участия государственных финансов – это покрытие рисков, которые частный предприниматель на определенном этапе развития проекта не способен покрыть. Тем самым государство во главу угла ставит задачу – содействие рынку, содействие предпринимательской инновационной активности. Финансовые институты развития должны сформировать единую систему, устойчивое функционирование которой будет основано на принципах децентрализации, специализации, конкуренции и транспарентности. Имеют место некоторые барьеры успешной реализации концепции партнерства на практике: несоответствие между ожиданиями и результатами партнерства как со стороны государства, так со стороны бизнеса; отсутствие четких целей у государства и приверженности к партнерству; слишком сложная процедура принятия решений; – недостаточная законодательная база; недостаточное количество инструментов и механизмов привлечения долгосрочных финансовых ресурсов и ряд прочих. При создании необходимых условий российские институты развития являются своевременным, необходимым эффективным инструментом государственной модернизационной политики, позволяющим комплексно решать неотложные проблемы с минимальными затратами, диверсифицировать экономику, обеспечить развитие инфраструктуры и высокотехнологичных производств, а также не только поддерживать, но и наращивать темпы экономического роста в стране на долгосрочной основе.
Orlova T.S, Lee V.A. Modern financial development institutes as a formation instrument of the regional competitive advantages (p. 40).
We think that the most noticeable and perspective institute capable to play a key role, especially at first modernization stages is the institute of state corporations as a new formation institute. In fact, the formed specific system symbiosis of power mechanisms acting on the base of partnership relations with business is a complex three-level system of functions within one institute, generating three groups of functions: state regulation and financing, corporate – industrial functions and functions of the market regulation which is potentially efficient. In connection with that noted should be the increased role of realizing infrastructural projects with using the mechanisms of state – individual partnership (SIP), capable to provide an economic growth and investments in each region. The importance of the state financial participation is to cover risks which an individual entrepreneur can’t cover at a certain stage of the project realization. Thus the state makes predominant the following task – to assist the market, to support the entrepreneurship innovative activity. Financial development institutions should form an integrated system with a stable functioning which should be based on principals of decentralization, specialization, competiveness and transparency. There are some barriers for the successful realization of partnership concepts in practice: discrepancy between expectations and results of partnership both from the state and business; lack of clear state objective and adherence to the partnership; a complex procedure of decision-making; – insufficient legislative base; deficient quantity of instruments and mechanisms to involve long-term financial resources and some others. When forming the required conditions Russian development institutes are modern, necessary efficient instrument of the state modernization policy making possible to solve urgent problems in complex with minimal costs, to diversify economics, to provide development of infrastructure and high technological industries, as well as not only support but increase the rates of an economic growth in the country in a long-term perspective. Идигова Л.М., Усманов И.И. Направление повышения эффективности государственной поддержки промышленного сектора экономики региона (c. 46).
В статье рассматриваются проблемы государственного регулирования промышленного производства как основы повышения его конкурентоспособности. Анализируется состояние промышленного комплекса, и предлагаются основные направления повышения его эффективности. В целях повышения эффективности промышленного производства авторами предлагается использование промышленных мощностей предприятий, способных дать мультипликативный эффект и дополнительный импульс развитию всей экономики Чеченской Республики, а также развитие предприятий промышленности с высокой степенью готовности к диверсификации. Авторами в статье обозначены направления повышения эффективности государственной поддержки промышленного сектора экономики региона.
Idigova L.M., Usmanov I.I. Direction of increase of efficiency of the state support of industrial sector of economy of region (p. 46).
In article problems of state regulation of industrial production as bases of increase of its competitiveness are considered. The condition of an industrial complex is analyzed, and the main directions of increase of its efficiency are offered. Authors in article designated the directions of increase of efficiency of the state support of industrial sector of economy of the region. With a view of increase of efficiency of industrial production by authors use of industrial capacities of the enterprises, capable to give multiplicate effect and an additional impulse is offered to development of all economy of the Chechen Republic, and also development of the enterprises of the industry with high degree of readiness for a diversification. Сулимин В.В. Патриотическое воспитание как базовая ценностная категория, приоритетное направление государственной политики Российской Федерации (c. 53).
Цель исследования – выявить особенности представлений о жизненных перспективах и ценностях у современной молодежи, включая патриотическое воспитание. Социологический опрос, проведенный в вузах Санкт-Петербурга, выявил, прежде всего, сложную картину удовлетворенности тем, как в современных условиях складывается жизнь молодежи. Так, на вопрос о том, удовлетворены ли вы полностью достигнутым, дали положительный ответ лишь 19% российских студентов, а 34% ответили: пожалуй, что частично да. 29% дали отрицательный ответ, в том числе 10% ответили, что они полностью неудовлетворенны достигнутым. Одной из традиционных базовых ценностей российского общества является любовь к своей Родине. Опрос показал, что только незначительная часть молодежи считает, что патриотизм изжил себя (17,6%). При этом содержание понятия «патриотизм» не имеет уже государственно-державного характера. Так, только 16,5% считает, что «быть патриотом – это ставить интересы государства выше интересов личности». Для большинства (53,9%) патриотизм означает «готовность посвятить свою жизнь Родине». У молодого поколения формируется понимание того, что патриот – это не только герой, но и гражданин. Так, 29,4% полагают, что «быть патриотом – это соблюдать законы своего государства и добросовестно выполнять свои обязанности». Несмотря на отдельные позитивные изменения последних лет, в качестве основных проблем реализации молодежной политики продолжает оставаться слабая развитость институциональных механизмов и способов соучастия молодежи в формировании социальной политики, а также в государственном управлении, социальном менеджменте, межрегиональном и международном сотрудничестве. Перечисленными факторами объясняется высокая социальная и политическая пассивность и инертность молодежи, ее самоустранение от политического процесса и концентрация исключительно на создании материальной основы своего существования.
Sulimin V.V. Patriotic education as the basic value category, priority direction of the state policy in the Russian Federation (p. 53).
The research object is to reveal specific views of living perspectives and values of present young people, including the patriotic education. The sociological interviews in higher schools of Saint – Petersburg has formed a complex picture of satisfaction with life of young people under modern conditions. Thus, the question of complete satisfaction with the achieved results was answered positively by 19% Russian students, and 34% answered: likely yes. 29% respondents gave a negative answer including 10% who answered that they were completely unsatisfied with what they had. One of traditional basic values in the Russian society is the love to Motherland. The interview proved that only a small part of young people thought that patriotism was not factual (17, 6%). At that the concept of “patriotism” has no more any state – power character. Thus, only 16, 5% respondents think that “to be a patriot means making the state interests more important than personal interests”. For most young people (53, 9%) patriotism is “the readiness to devote the life to Motherland”. Young people nowadays think that a patriot is not just the hero, but a citizen as well. Thus, 29, 4% young people think that “to be a patriot is to observe laws of the state and to fulfill duties honestly”. Despite separate positive changes of last years, the basic problems in realization of the youth policy are undeveloped institutional mechanisms and ways of the young people participation in formation of the social policy, as well as in the state regulation, social management, interregional and international cooperation. Enumerated factors explain a high social and political passiveness and inertness of young people, they dissociation from the political process and concentration only on formation of the material base for their existence. Скоцик В.Е. Обеспечение техникой сельскохозяйственных производителей Украины (c. 56).
Рассматривается нынешнее положение обеспечения техникой сельскохозяйственных производителей. Оценивается состояние украинского сельскохозяйственного машиностроения, как источника поступления техники потребителям. Особое внимание уделяется развитию лизинга сельскохозяйственной техники в Украине.
Skotsik V.E. Providing with equipment of agricultural producers of Ukraine (p. 56).
Current position of agricultural producers technical supplying is under review. Ukrainian agricultural mechanical engineering as a way of consumer’s reciewing of technics is estimated. Special consideration is given to agricultural technics in Ukraine leasing development. Сатыр Л.М. Материально-техническая база – основа интенсификации производства продукции растениеводства (c. 59).
В статье произведена оценка достигнутого уровня производства продукции растениеводства Украины за последние годы, раскрыты потенциальные возможности выращивания культур за счет усовершенствования использования материально-технической базы сельского хозяйства.
Satyr L.M. Materially-technical base as a basis of production intersificatoin of plant-grower goods (p. 59).
The article marked the achieved level of production plant-grower goods in Ukraine for recent years, shown potential possibilities in growing of cultures are exposed due to the improvement material and technical base of agriculture exploitation. Зубарева Ю. В. Многофакторный подход в развитии АПК Уральского Федерального округа (на примере Тюменской области) (c. 62).
Опыт сельскохозяйственных предприятий Тюменской области, свидетельствует, что распространение новшеств в аграрной сфере наиболее успешно осуществляется именно на основе организации региональных служб сельскохозяйственного консультирования, взаимосвязанных с органами управления АПК, научными и учебными центрами, опытными и передовыми хозяйствами.
Zubareva Yu.V. Multiple-factor approach in development of agrarian and industrial complex of Ural federal district (on the example of the Tyumen region) (p. 62).
Experience of the agricultural enterprises of the Tyumen region, testifies that distribution of innovations in the agrarian sphere is most successfully carried out on the basis of the organization of regional services of the agricultural consultation interconnected with governing bodies of agrarian and industrial complex, scientific and training centers, pilot and advanced farms. Идигова Л.М., Таймасханов И.М. Оценка состояния и приоритеты развития экономики Чеченской Республики с учетом среднесрочных социально-экономических задач (c. 67).
Авторами в статье дана оценка состояния и приоритеты развития экономики Чеченской Республики с учетом среднесрочных социально-экономических задач. В статье отмечено, что по объему, номенклатуре и значимости выпускаемой продукции республика занимала одно из ведущих мест на Северном Кавказе, имела устойчивую тенденцию роста всех производственных мощностей, ее продукция экспортировалась в десятки зарубежных стран мира. С учетом успешной реализации перспективных направлений развития экономики Чеченской Республики на основе генерализации региональных ресурсов, финансовой поддержки государства, рыночно ориентированных подходов к развитию производственной сферы территориально-хозяйственных систем, авторами отмечено возможное решение комплекса социально-экономических проблем республики.
Idigova L.M., Taimashanov I.M. Estimation of a condition and priorities of development of economy of the Chechen Republic taking into account intermediate term social and economic problems (p. 67).
Authors in article give an estimation of a condition and priorities of development of economy of the Chechen Republic taking into account intermediate term social and economic problems. In article it is noticed that on volume, the nomenclature and the importance of let out production the republic occupied one of leading places in the North Caucasus, had a steady tendency of growth of all capacities, its production was exported to tens foreign countries of the world. Taking into account successful realization of perspective directions of development of economy of the Chechen Republic on the basis of generalization of regional resources, financial support of the state, the focused approaches to development of industrial sphere of territorially-economic systems, authors note the possible decision of a complex of social and economic problems of republic. Паршутич О.А., Зборина И.М. Особенности специализации регионов Республики Беларусь (c. 70).
В современной экономике проявляется усилением экономической самостоятельности регионов. Поэтому все актуальнее становятся изучение процессов социально-экономического развития территории с целью создания эффективной системы управления и обоснования стратегии регионального развития. Статья посвящена анализу особенностей специализации субъектов национальной экономики Республики Беларусь. Авторами выделены наиболее конкурентоспособные отрасли, формирующие экономический потенциал регионов национальной экономики, интегрирующейся в мировой рынок. Методологией служит модель портфельного анализа А.А. Томпсона, А.Дж. Стрикленда III. В статье дается авторское видение территориального разделения труда на основе отраслевых «точек роста», формирующих конкурентную специализацию и стратегию устойчивого развития регионов Республики Беларусь.
Parshutich O. A. Zborina I.M. Features of specialization of regions of Republic of Belarus (p. 70).
In today’s economy shows the increasing economic independence of the regions. Therefore become more urgent to study the processes of social and economic development of the area in order to create an effective system of management and study strategies for regional development. This article analyzes the characteristics of the subjects of the specialization of the national economy of the Republic of Belarus. The authors identified the most competitive industries that form the economic potential of the regions of the national economy, integrating into the world market. Methodology provides a model portfolio analysis AA Thompson, AJ Strickland III. The article presents the author’s vision of the territorial division of labor based on industry «growth points» that form the competitive specialization and strategy for sustainable development of the regions of the Republic of Belarus. Идигова Л.М., Осмаев Д.С. Разработка экономико-математической модели оптимального соотношения отраслей социальной и производственной инфраструктур региона (c. 74).
В статье авторами сформулированы подходы к оценке взаимосвязи уровня развития социальной и производственной инфраструктур региона и его социально-экономического развития. По мнению авторов, следует учитывать уровень соответствия названных показателей стадии экономического развития. Формирование, развитие и функционирование системы устойчивого развития каждого региона отличается специфическими особенностями, отражающими природно-климатические, территориальные, социально-экономические, политические особенности развития данного региона и его традиционных бюджетообразующих отраслей. В статье авторами разработана экономико-математическая модель оптимального соотношения отраслей социальной и производственной инфраструктур региона, которая несомненно даст материал при формировании и реализации концепций развития административных районов и регионов в целом.
Idigova L.M., Osmayev D.S. Working out of economic-mathematical model of an optimum parity of branches of social and industrial infrastructures of region (p. 74).
In article authors formulate approaches to an estimation of interrelation of a level of development of social and industrial infrastructures of region and its social and economic development. According to authors, it is necessary to consider level of conformity of the named indicators of a stage of economic development. Formation, development and functioning of system of a sustainable development of each region differs the specific features reflecting prirodno-climatic, territorial, social and economic, political features of development of given region and its traditional of branches. In article authors develop economic-mathematical model of an optimum parity of branches of social and industrial infrastructures of region which will undoubtedly give a material at formation and realization of concepts of development of administrative areas and regions as a whole.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.